В данной статье речь пойдет об адаптации работника на новом рабочем месте, а, соответственно, и в новом коллективе. Приход в новые условия труда сопровождается переживаниями.
Психологи утверждают, что первые несколько недель работы на новом рабочем месте являются для человека самыми сложными, поскольку постоянно имеют место такие факторы как стресс, неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, не понравиться и многие другие. Так давайте вместе подумаем над тем, как сделать процесс адаптации наименее болезненным, более продуктивным и, в итоге, успешным, какие факторы для этого нам нужно учитывать. Итак, давайте представим, что вы устраиваетесь на работу в какую-то конкретную компанию.
Начать необходимо с ознакомления с новыми трудовыми условиями и организационными факторами начните со знакомства с коллективом и законами, по которым живет данная компания. Все эти процедуры предназначены, главным образом, для того, чтобы как можно сильнее облегчить новому работнику вхождение в коллектив, познакомить и приобщить его к жизни компании. Ваша главная задача на данном этапе состоит в том, чтобы хорошо усвоить все правила поведения, основы корпоративной культуры компании, ее особенности и традиции.
Стоит отметить, что то время, которое понадобится человеку, чтобы все узнать и привыкнуть к новому коллективу, в первую очередь, зависят от таких факторов как возраст, опыт работы, уровень коммуникабельности, условия, в которых предстоит адаптироваться, заинтересованность в работе и других.
Итак, обязательно попросите у сотрудников, занимающихся вами, выдать вам документацию, утвержденную руководством, касающуюся всех правил поведения в данной организации. В таких документах обычно фиксируются график работы, рабочая одежды, время для совещаний и другая необходимая для ознакомления информация. Ознакомиться с ней необходимо очень внимательно, чтобы избежать разного рода неприятных ситуаций. Очень удобно будет сделать копию необходимых документов.
Изучите документ, содержащий перечень ваших обязанностей. Не смотря на то, что последнее время она считается пережитком прошлого, это один из самых главных для новичка инструментов, который позволяет успешно овладеть своими обязанностями и облегчить вхождение в коллектив.
В штате любого предприятия состоят специалисты-кадровики. А в совсем маленьких компаниях это может быть один или несколько человек. Все, что касается вакансий - в их компетенции. Они нужны не только для того, чтобы обрабатывать резюме, вести кадровую документацию, но и чтобы защищать ваши права перед начальством или руководством. Смотрите, они заботятся о надлежащем оформлении вас на работу, о ведении документации по уходу в отпуск, о всевозможном обучении или повышении квалификации, а также о мотивации и решении конфликтных ситуаций, возникших в коллективе. Они занимаются еще и адаптацией вновь принятых сотрудников. К ним следует относиться как к друзьям, к которым всегда можно прийти и задать любые интересующие вопросы. А чем меньше таких вопросов у вас останется, тем больше вероятность того, что вы надолго закрепитесь в новом коллективе и найдете себе друзей. Если кадровые работники выполняют свою работу качественно и профессионально, то новички чувствуют свою защищенность, легко знакомятся и усваивают традиции компании и то, как необходимо себя вести в неожиданных ситуациях.
Служба управления персоналом также должна заниматься вопросами построения карьеры новичков и их профессиональным развитием, начиная с назначения квалифицированного и опытного наставника, и, заканчивая выбором необходимых подготовительных курсов или тренингов по самым разнообразным направлениям: повышению квалификации, формированию стрессоустойчивости, управленческих навыков и т.Д.
Крайне важным фактором является такой момент как благоприятный климат в коллективе, который помогает новым работникам и тем, у которых уже есть солидный рабочий стаж, найти общий язык. Теплая, спокойная, дружеская обстановка всегда способствует легкой адаптации, сводит к минимуму стрессовые ситуации и конфликты в процессе выполнения работниками своих должностных обязанностей.
Наставничество - хорошая традиция для любой компании.
Это также один из методов адаптации, в основе которого лежит процесс помощи, консультирования и передачи опыта новичку более опытным сотрудником. Приятно, что опыт передается новичкам во всех сферах общения.